Рекомендации по обеспечению качественного аудита отчетности Банка

В Рекомендациях  Банка России от  1 октября 2020 года  № ИН-06-28-143 по организации  управления рисками , внутреннего  контроля, внутреннего аудита , работы Комитета Совета директоров по аудиту публичных акционерных обществ в Перечне  рекомендаций  по обеспечению качественного внешнего аудита бухгалтерской (финансовой)  отчетности  банка указано:

1. В рамках выработки предложений по назначению, переизбранию и отстранению внешнего аудитора:
1.1. Аудиторскую организацию рекомендуется определять по результатам проведения открытого конкурса, не реже чем один раз в пять лет.
1.2. Аудиторские организации не должны исключаться из конкурса только на основе масштаба деятельности, если они наилучшим образом отвечают критериям отбора и требованиям к качеству внешнего аудита и его независимости.
1.3. С целью выбора аудитора Общества рекомендуется:
— максимальную значимость стоимостных критериев оценки устанавливать на уровне не более 30% предельной величины значимости всех критериев оценки;
— предусмотреть возможность для аудиторских организаций, соответствующих критериям допуска к конкурсу (потенциальным аудиторам Общества), получить информацию о деятельности Общества и существенных рисках для определения характера, сроков и объема планируемых аудиторских процедур, а также требуемых для проведения аудита ресурсов и областей экспертизы.
1.4. Комитету по аудиту рекомендуется рассматривать факторы, влияющие на качество аудита, в том числе следующие:
— ориентированность внутренней корпоративной культуры аудиторской организации на качество аудита и применение профессионального скептицизма (например, является ли качество аудита ключевым фактором при оценке эффективности работы и определении вознаграждения аудиторов и лиц, контролирующих качество аудита Общества);
— понимание аудитором особенностей деятельности Общества, его операций, областей риска, имеющих отношение к бухгалтерской (финансовой) отчетности Общества, реагирование надлежащим образом на оцененные риски;
— проведение аудитором проверки (тестирования) значимых систем и контролей, обеспечивающих формирование бухгалтерской (финансовой) отчетности за конкретный год, а также вовлечение в аудит консолидированной финансовой отчетности аудиторов, проводящих аудит организаций, входящих в периметр консолидации консолидированной финансовой отчетности Общества;
— осуществление аудитором оперативного взаимодействия с комитетом по аудиту, советом директоров, подразделением внутреннего аудита Общества.
1.5. При оценке достаточности ресурсов, направляемых аудитором на проведение аудита (в том числе кадровых, временных, технических), комитету по аудиту рекомендуется в том числе убедиться в том, что:
— аудитор разработал общую стратегию и план аудита, в которых приняты во внимание все риски в деятельности Общества, известные членам комитета по аудиту;
— руководитель задания по аудиту, члены аудиторской группы, аудитор, осуществляющий проверку качества выполнения задания, обладают достаточным опытом и знаниями (в том числе отраслевыми, а также требуемыми для анализа оценочных значений) с учетом масштаба деятельности и структуры Общества, его операций, активов и обязательств, а также рисков в деятельности Общества;
— обеспечена достаточная вовлеченность в работу аудиторской группы более опытных аудиторов (в частности, руководителя задания по аудиту), предусматривается при необходимости использование аудитором внешних экспертов, обладающих необходимыми для проведения аудита опытом и экспертизой;
— аудитор имеет положительный опыт и возможности проведения аудиторской проверки в тех географических областях, где находятся подразделения, дочерние организации Общества;
— в аудиторской организации организована и функционирует система внутреннего контроля качества аудиторской деятельности, в том числе механизмы контроля и анализа качества аудита (включая аудит компонентов финансовой отчетности группы), механизмы, обеспечивающие сохранение независимости аудитора, недопущения действий, влекущих возникновение конфликта интересов или создающих угрозу возникновения такого конфликта у аудитора. Комитету по аудиту рекомендуется оценить, насколько эффективно сформирована система контроля качества в аудиторской организации (в том числе степень ответственности за качество аудита руководителей заданий и иных работников аудиторской организации).
1.6. Комитету по аудиту рекомендуется анализировать деловую репутацию аудитора, меры, предпринятые аудиторской организацией в ответ на результаты внешнего контроля качества ее работы.
1.7. При выборе аудитора не рекомендуется запрашивать у потенциальных аудиторов их мнение относительно спорных суждений или методов бухгалтерского учета, влияющих на финансовую отчетность Общества. Потенциальным аудиторам могут задаваться общие вопросы для того, чтобы удостовериться в компетентности аудитора, понимании им отраслевой специфики.
1.8. Комитету по аудиту рекомендуется получать от потенциальных аудиторов информацию о проведении ими процедур по выявлению и оценке обстоятельств и отношений, которые могут создавать угрозы независимости, а также заявление, подтверждающее, что по итогам проведения указанных процедур им не стало известно о каких-либо вопросах, затрагивающих их независимость.
1.9. Комитету по аудиту рекомендуется принимать во внимание наличие личных взаимоотношений с руководством аудиторской организации (контролирующими аудиторскую организацию лицами) у руководства Общества, иных лиц, занимающих в Обществе должности, позволяющие им оказывать влияние на организацию и ведение бухгалтерского учета Общества или на составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, в отношении которой аудиторская организация будет выражать мнение.
1.10. В целях обеспечения независимости внешнего аудита комитету по аудиту рекомендуется принимать во внимание факторы, которые могут оказать влияние на независимость аудитора, в том числе сведения о наличии существенных интересов (взаимоотношений), связывающих внешнего аудитора с Обществом, например, оказание аудитором сопутствующих аудиту услуг и прочих связанных с аудиторской деятельностью услуг (выполнение которых не запрещается аудитору Общества) Обществу и (или) подконтрольным ему организациям.
Хорошей практикой может являться согласование комитетом по аудиту решений о привлечении аудитора Общества к выполнению указанных услуг, а также, в целях снижения потенциальной угрозы независимости аудитора Общества, приоритет привлечения для их выполнения иных организаций, обладающих необходимой квалификацией.
Комитету по аудиту рекомендуется разработать политику Общества по привлечению внешнего аудитора Общества для выполнения сопутствующих аудиту услуг и прочих связанных с аудиторской деятельностью услуг (выполнение которых не запрещается аудитору Общества) и контролировать ее исполнение.
1.11. При рассмотрении вопросов вознаграждения аудитора рекомендуется учитывать качество аудита, что должно являться приоритетом по отношению к сокращению расходов. Комитету по аудиту рекомендуется принимать во внимание, что недостаточное вознаграждение аудитора может создать угрозу того, что аудитор не получит достаточных и надлежащих аудиторских доказательств в поддержку своего мнения.
1.12. При рассмотрении вопросов вознаграждения аудитора комитету по аудиту рекомендуется оценить:
— соответствие стоимости аудита фактическим работам, требуемым для подготовки аудиторского заключения (соответствие вознаграждения за аудит общей стратегии аудита и плану аудита), без учета вознаграждения, которое может быть выплачено аудитору за предоставление других услуг;
— достаточность вознаграждения за аудит для проведения аудита, обеспеченного необходимыми ресурсами, с должной эффективностью. Комитету по аудиту рекомендуется принимать во внимание все риски, суждения и оценки, подлежащие рассмотрению аудитором, изменения в деятельности Общества, в требованиях к бухгалтерской (финансовой) отчетности Общества, отраслевые данные, которые могут быть использованы для сравнения. В случае снижения расходов на аудит комитету по аудиту рекомендуется оценить причины такого снижения;
— наличие любых признаков того, что качество аудита может снизиться при снижении вознаграждения за аудит, которое может повлечь недостаточность ресурсов для проведения аудита либо привести к выполнению неполного объема процедур, требуемых в соответствии со стандартами аудиторской деятельности, правилами независимости аудиторов и аудиторских организаций, кодексом профессиональной этики аудиторов.
1.13. Комитету по аудиту рекомендуется учитывать, что вознаграждение внешнего аудитора не может быть обусловлено выполнением требований Общества о содержании выводов в аудиторском заключении, а также не должно снижаться, если такое снижение может отрицательно сказаться на качестве аудита (например, из-за недостаточных ресурсов или объема выполняемой работы).

Write a Message

Your email address will not be published.